Толкачев массаж при насморке

Толкачев массаж при насморке thumbnail

Добрый вечер, уважаемые читатели.

Продолжаем говорить о целебной методике Бориса Сергеевича Толкачева и сегодня я бы хотел рассказать о лечебном массаже лица. Массаж показал большую эффективность при применении на детях, хотя, можно делать и взрослым. Давайте более детально рассмотрим упражнения, которые советует специалист.

Для Толкачева процедуры массажа являлись одними из самых главных принципов в его работе. Он считал, что это отличное средство физической культуры, которое сможет защитить от болезней человека, укрепить его иммунитет. Это важно в первую очередь детям (организм растущий, защитные силы еще не сформировались на все 100%). Ребенок намного чаще подвержен простудным заболеваниям, возникновению насморка, ринита или аллергии.

Благодаря упражнениям Вы сможете избавиться от проблем связанных с болезнями верхних дыхательных путей. Также, это хорошая профилактика возникновения осложнений. Дети часто страдают от острого ринита (воспаляется слизистая оболочка носа). Хорошо поможет справится с заболеванием методика массажа, которая была разработана специально при рините.

Существует множество техник массажа. Я подобрал самые эффективные, которые проверены временем и получили много положительных отзывов от людей.

ПРИЕМЫ МАССАЖА ПРИ ОСТРОМ РИНИТЕ

  1. Поглаживание лба подушечками пальцев.
  2. При этом упражнении ребенок должен ровно сесть в кресло (или на стул), спина должна быть прямой. Массажист садится напротив него. Взрослый кладет руки на лоб ребенку (ладонями к лицу). Подушечками пальцев обеих рук массажист начинает производить поглаживания лба ребенка. Важный участок – это лоб, поэтому необходимо уделить много внимания именно ему.

    После поглаживания лба руки постепенно опускаются на затылок. Несколько секунд происходит растирание затылка, потом продолжается массирование шеи. Один подход (лоб-затылок-шея) занимает всего 25 секунд. Ориентировочное время выполнения упражнения – до двух минут.

  3. Массаж носа указательными пальцами.
  4. Массаж носа при рините

    Это упражнение очень хорошо помогает при отеке слизистой носа у ребенка. Исходное положение ребенка можно оставить таким же (он сидит в кресле или на стуле, спина прямая, руки на коленях). Взрослый сидит напротив, спина ровная, руки расслабленные.

    Цель упражнения – растирание мягких тканей носа, для очищения от слизи и улучшения дыхания. Массажист своими средними фалангами согнутых указательных пальцев начинает массировать лучезапястные суставы ребенка (смотрите на рисунок 1). Движения выполняются боковой поверхностью указательных пальцев, должны быть не сильными (нажимать на кожу нужно слегка), чтоб не причинить боль. Старайтесь сделать около 240 движений пальцами в течении 1 минуты. Если сразу не будет получаться сделать такое количество не расстраивайтесь, со временем Вы научитесь. Главное правило – ребенок не должен капризничать.

    Важно, чтобы ребенок дышал ртом при массаже носа. Вдох через рот, а выдох должен быть долгим, максимально вытягивать живот (дыхание животом). Рекомендуется высморкать слизь с носа после 3 полных выдохах. При этой процедуре увеличивается выделения слизи с носа, что улучшит дыхание. Пройдет отек носоглотки, ребенок сможет спокойно свободно дышать.

    Автор этой методики советует превратить массаж в игру. Не нужно делать стресс ребенку. Лечение должно проходить в игровой форме, не создавая проблем. Только тогда Вы сможете добиться максимальных результатов.

  5. Пневмомассаж.
  6. Пневмомассаж при рините

    Еще одним этапом массажа носоглотки является пневмомассаж. Исходное положение массажиста и массируемого остается прежним. Происходит воздействие на мягкие ткани носа указательными пальцами (ихней боковой поверхностью). Отличие пневмомассажа заключается в плотном зажиме носа (смотрите рисунок 3). Ребенок дышит так: вдыхает через рот, а выдох происходит через нос. При таком дыхании происходит очищение придаточных пазух носа от слизи (благодаря высокому давлению воздуха).

    Рекомендуется процедуру повторить раза 5. Этот массаж можно применять как на обе ноздри сразу (они плотно сжимаются при движении пальцев) или закрывать по одной ноздре. Возможна вероятность что заложит уши. Чтобы избавиться от этого следует сделать пару глотательных движений. После массажа умойтесь несколько раз холодной водой.

Мы с Вами рассмотрели несколько простых но очень хороших упражнений , которые смогут помочь вылечить ринит, сняв воспаление. Скоро Вы сможете ознакомится с информацией об упражнениях которые следует выполнять взрослым и детям при ангине и воспалении придаточных пазух носа.

Напоследок, предлагаю Вам ознакомиться с полезным видео о рините. Рассказывает Ковалев Михаил Владимирович, врач – оториноларинголог. Приятного просмотра.

Источник

    Ïðîôèëàêòèêà ïðîñòóäíûõ çàáîëåâàíèé ïî ìåòîäó Áîðèñà Òîëêà÷åâà

    Òîëêà÷åâ Áîðèñ Ñåðãååâè÷ – ïåäàãîã è òðåíåð, äîöåíò êàôåäðû ôèçè÷åñêîãî âîñïèòàíèÿ, àâòîð ìåòîäèêè çàêàëèâàíèÿ îðãàíèçìà ÷åëîâåêà, ïî êîòîðîé áîëåå 30 ëåò ðàáîòàåò ñàì è ìíîãèå åãî ñîðàòíèêè.

    Ôèçè÷åñêàÿ àêòèâíîñòü è çàêàëèâàíèå – âîò îñíîâà ìåòîäèêè çàêàëèâàíèÿ, êîòîðàÿ âêëþ÷àåò ôèçè÷åñêèå óïðàæíåíèÿ, íèçêîòåìïåðàòóðíûå âîäíûå ïðîöåäóðû, âîçäóøíûå âàííû, ìàññàæ è äðóãèå ñðåäñòâà. Îíà ïîìîãàåò òðåíèðîâàòü äèàôðàãìàëüíîå äûõàíèå, óêðåïëÿåò îðãàíèçì, îñëàáëÿåò áîëåçíü; ïîìîãàåò ïðåîäîëåòü ïîëíóþ íåçàùèùåííîñòü ÷åëîâåêà ïåðåä ëþáîé èíôåêöèåé âåðõíèõ äûõàòåëüíûõ ïóòåé è áðîíõîëåãî÷íîãî àïïàðàòà, ïåðåä ñêâîçíÿêàìè è õîëîäîâûìè ðàçäðàæèòåëÿìè.
     Ñðåäñòâà ôèçè÷åñêîé êóëüòóðû è ãèãèåíè÷åñêèå ìåðîïðèÿòèÿ, ïðèìåíÿåìûå â ïðîôèëàêòèêå ÎÐÂÈ è â ôèçè÷åñêîé ðåàáèëèòàöèè äåòåé è âçðîñëûõ, ñòðàäàþùèõ õðîíè÷åñêèìè íåñïåöèôè÷åñêèìè çàáîëåâàíèÿìè îðãàíîâ äûõàíèÿ è àëëåðãèåé. (Òàáëèöà èç êíèãè Á.Ñ. Òîëêà÷åâà «Ôèçêóëüòóðíûé çàñëîí ÎÐÇ». Óñëîâíûå îáîçíà÷åíèÿ: I – ïåðèîä ïðåäâåñòíèêîâ çàáîëåâàíèÿ; II – îñòðûé ïåðèîä çàáîëåâàíèÿ; III – ïåðèîä âûçäîðîâëåíèÿ, IV – ðåìèññèÿ; ÏÏ – ïåðèîä ïðèñòóïà; ÌÏÏ – ïåðèîä ìåæäó ïðèñòóïàìè èëè ìåæäóïðèñòóïíûé ïåðèîä).

Читайте также:  Хорошее лекарство от насморка недорогое

Ñðåäñòâà ôèçè÷åñêîé êóëüòóðû è ãèãèåíè÷åñêèå ìåðîïðèÿòèÿ Ïåðèîäû áîëåçíè
I II III IV ÏÏ ÌÏÏ
Çàêàëèâàþùèå ïðîöåäóðû è ìåðîïðèÿòèÿ + + + + + +
Ðàñòèðàíèå èëè ïðîìîêàíèå òåëà ïîëîòåíöåì + + + + + +
Ìàññàæ ëèöà + + + + + +
Ìàññàæ ãðóäíîé êëåòêè + + + + + +
Ðàñòèðàíèå ïîäîøâ + + + +
Äûõàòåëüíàÿ ãèìíàñòèêà + + + + +
Ôèçè÷åñêèå ïðèåìû, íàïðàâëåííûå íà äðåíàæ áðîíõîâ è êóïèðîâàíèå ïðèñòóïîâ áðîíõèàëüíîé àñòìû + + + + + +
Áåã òðóñöîé ñ ÷åðåäîâàíèåì åñòåñòâåííîãî è äèàôðàãìàëüíîãî äûõàíèÿ + + + +
Õîäüáà ñ ÷åðåäîâàíèåì åñòåñòâåííîãî è äèàôðàãìàëüíîãî äûõàíèÿ + + + + + +
Îáùåðàçâèâàþùèå óïðàæíåíèÿ + + +
Îòäûõ â ïîñòåëè ïîñëå âîäíûõ ïðîöåäóð èëè ôèçè÷åñêàÿ àêòèâíîñòü + + + + + +
Êîìïëåêñíûé óõîä çà áîëüíûì ÷åðåç ÷àñ ïîñëå çàñûïàíèÿ è â íî÷íûå ÷àñû + + + + + +
Ïèòàíèå (ðàöèîíû â ñóòî÷íîì ðåæèìå, äèåòà) + + +
Ïëàâàíèå + + +
Ïîäâèæíûå è ñïîðòèâíûå èãðû + + + +

      Íåêîòîðûå ïðèåìû ìàññàæà

     1. Ïðè îñòðîì ðèíèòå:
     1. È.ï. ðåáåíêà (èëè âçðîñëîãî) – ñèäÿ íà ñòóëå èëè ñòîÿ; è.ï. ðîäèòåëÿ (èëè ìàññàæèñòà) – ñèäÿ íà ñòóëå èëè ñòîÿ ëèöîì ê ìàññèðóåìîìó. Âûïîëíÿþò ïîãëàæèâàíèå ëáà, âîëîñèñòîé ÷àñòè ãîëîâû, øåè è ïëå÷. Ìàññàæ ïðîâîäÿò ïîäóøå÷êàìè ïàëüöåâ è ëàäîíÿìè 5–6 ðàç ïîäðÿä íà ïðîòÿæåíèè äâóõ ìèíóò. Âíà÷àëå íàäî êàñàòüñÿ êîí÷èêàìè ïàëüöåâ êîæè ëáà è çàòåì äâèæåíèåì â íàïðàâëåíèè ê çàòûëêó ñêîëüçèòü çà óøàìè íà øåþ, íà ïëå÷è è ðóêè (âñå äâèæåíèå ñîâåðøàþò çà 20–25 ñ).
     2. È.ï. ðåáåíêà (âçðîñëîãî) – ëåæà íà ñïèíå íà êðîâàòè èëè êóøåòêå ñ âûñîêèì èçãîëîâüåì (â ñëó÷àå áîëüøîé ñëàáîñòè), èëè ñèäÿ íà ñòóëå, èëè ñòîÿ; è.ï. ðîäèòåëÿ – ñèäÿ íà ñòóëå èëè ñòîÿ ëèöîì ê ðåáåíêó. Âîçäåéñòâóþò íà ìÿãêèå òêàíè íîñà (êðûëüÿ íîñà è êîæà íà âåðõíåé ÷åëþñòè, ïðèìûêàþùàÿ ê íîñó íèæå ïåðåíîñèöû). Ìàññàæ âûïîëíÿþò ïåðåäíåé è áîêîâîé ïîâåðõíîñòüþ ñðåäíèõ ôàëàíã ñîãíóòûõ óêàçàòåëüíûõ ïàëüöåâ êîëåáàòåëüíûìè äâèæåíèÿìè â ëó÷åçàïÿñòíûõ ñóñòàâàõ, ñëåãêà íàæèìàÿ, ñ ÷àñòîòîé êîëåáàíèé äî 240 â 1 ìèíóòó. Ñïèíó äåðæèòå ïðÿìî, íå íàïðÿãàéòåñü. Ïëå÷è ðàññëàáëåíû. Ïëå÷î è ïðåäïëå÷üå ñîñòàâëÿþò ïðÿìîé óãîë. Êèñòè âìåñòå, óêàçàòåëüíûå ïàëüöû äîñòàòî÷íî ïëîòíî ïðèæàòû ê ìàññèðóåìîìó ó÷àñòêó ëèöà. Ìàññèðóåìûé âäûõàåò ðòîì, à âûäûõàåò äîñòàòî÷íî øóìíî è áåç îñîáîé ýêñïðåññèè, íî ìàêñèìàëüíî äîëãî, ÷òî âîçìîæíî òîëüêî ïðè îòìåííîé ðàáîòå ìûøö áðþøíîãî ïðåññà (ãîâîðèòå ðåáåíêó «âûäûõàé æèâîòîì», «òåïåðü ðàçäóé æèâîò òàê, êàê áóäòî àðáóç ïðîãëîòèë»; «îïÿòü âûäûõàé æèâîòîì, äîëãî äîëãî!» è ò. ä.).  ðåçóëüòàòå ìàññàæà îòåê ñëèçèñòîé íîñà âñêîðå óìåíüøèòñÿ, äûõàíèå óëó÷øèòñÿ. Ñ ýòîãî ìîìåíòà ïîñëå 2–3 âûäîõîâ ñëåäóåò âûñìîðêàòüñÿ.
Çàâåðøèâ âûïîëíåíèå ïåðâîãî ïðèåìà ìàññàæà ëèöà, ïðèñòóïàéòå êî âòîðîìó, êîòîðûé äåòè íàçûâàþò «ìîðçÿíêîé», à ñïåöèàëèñòû – «ïíåâìîìàññàæåì».
     3. È.ï. – òî æå. Âîçäåéñòâóþò íà ìÿãêèå òêàíè íîñà òàê æå, êàê â ïåðâîì ïðèåìå, íî òðåáóåòñÿ ïëîòíî çàæèìàòü íîçäðè: ïðè ìàññàæå áîëüíîãî – áîêîâûìè ïîâåðõíîñòÿìè îñíîâíûõ ôàëàíã óêàçàòåëüíûõ ïàëüöåâ, ïðè ñàìîìàññàæå – áîêîâûìè ïîâåðõíîñòÿìè íîãòåâûõ ôàëàíã áîëüøèõ ïàëüöåâ. Âäîõ äåëàåòñÿ ðòîì, âûäîõ – ñèëüíî íîñîì. Âàøà çàäà÷à – ñûãðàòü «ìîðçÿíêó» â õîäå îäíîãî âûäîõà (ïðîèçâîëüíî ïîëó÷àéòå «òî÷êè» è «òèðå») è òàêèì îáðàçîì ïðîìàññèðîâàòü âûñîêèì äàâëåíèåì âîçäóõà ïðèäàòî÷íûå ïàçóõè íîñà è ñàì íîñ. Ïîâòîðèòü 3–5 ðàç. Ìàññèðîâàòü ìîæíî ñðàçó îáå ñòîðîíû (îáå íîçäðè îäíîâðåìåííî ïëîòíî çàêðûâàéòå, îáå îòêðûâàéòå). Ìîæíî âûïîëíÿòü ïðèåì íà îäíîé ñòîðîíå.  ýòîì ñëó÷àå, îñòàâëÿÿ ïðàâóþ íîçäðþ ïîñòîÿííî çàêðûòîé, «ìîðçÿíêó» «èãðàéòå» íà ëåâîé, è íàîáîðîò. Ïðè ýòîì èíîãäà çàêëàäûâàåò óøè, è îò íåñêîëüêî íåïðèÿòíîãî (êàê â ñàìîëåòå) îùóùåíèÿ ëåãêî èçáàâèòüñÿ, äåëàÿ íåñêîëüêî ãëîòàòåëüíûõ äâèæåíèé.
     Îñîáåííî ïîëåçíî ñî÷åòàòü ìàññàæ ëèöà ñ âîäíûìè ïðîöåäóðàìè. Äëÿ ýòîãî ïîñëå îêîí÷àíèÿ ìàññàæà íóæíî êà÷åñòâåííî âûïîëíèòü ñëåäóþùåå:
    à) óìîéòåñü ÷åòûðüìÿ ïðèãîðøíÿìè õîëîäíîé (âîäîïðîâîäíîé, êîëîäåçíîé èëè ðîäíèêîâîé) âîäû, õîðîøåíüêî ðàçîòðèòå âîäîé ëèöî;
    á) âòÿíèòå íîñîì âîäó èç ïðèãîðøíè. Ñòîÿ, íàêëîíèâøèñü âïåðåä, ïîäíåñèòå ïîëíóþ ïðèãîðøíþ ê íîñó è ðåçêî âòÿíèòå â ñåáÿ âîäó íîñîì. Îñòàâàÿñü â íàêëîíå, õîðîøî âûñìîðêàéòåñü. Ïîâòîðèòü 4 ðàçà;
    â) ïðîïîëîùèòå ãîðëî õîëîäíîé âîäîé. Âçÿâ â ðîò äîâîëüíî ìíîãî âîäû, çàïðîêèíüòå ãîëîâó è äîëãî äîëãî ïîëîùèòå ãîðëî. Çàòåì, íàêëîíèâøèñü âïåðåä, âûïëþíüòå âîäó èçî ðòà. Ïîâòîðèòü 4 ðàçà;
    ã) âûïåéòå äâà áîëüøèõ ãëîòêà õîëîäíîé âîäû.
    Ïðè ãàéìîðèòå, ôðîíòèòå, òîíçèëëèòå è àíãèíå ïîëüçîâàòüñÿ õîëîäíîé âîäîé íå òîëüêî ìîæíî, íî è íóæíî, ïîòîìó ÷òî îíà äëÿ òàêèõ áîëüíûõ î÷åíü ïîëåçíà, îñîáåííî â ñî÷åòàíèè ñ ìàññàæåì ëèöà. È òîëüêî ïðè îòèòå âîçäåðæèòåñü îò ðåçêîãî âòÿãèâàíèÿ âîäû íîñîì.

Читайте также:  Что значит если насморк

    2. Ìàññàæ ãðóäíîé êëåòêè:
    Ïîãëàæèâàíèå. Âûïîëíÿåòñÿ ëàäîíÿìè è ðàññòàâëåííûìè âðîçü ïàëüöàìè îáåèõ ðóê ïðîäîëüíî îò ïëå÷ ê áåäðàì è îò áåäåð ê ïëå÷àì òûëüíîé ñòîðîíîé êèñòè, äîñòàòî÷íî ëåãêî â òåìïå äî 200 äâèæåíèé â îáîèõ íàïðàâëåíèÿõ â 1 ìèí.
    Ðàñòèðàíèå «âðàçäðàé». È.ï. – ïðàâàÿ ëàäîíü ìàññàæèñòà íà ïðàâîé ëîïàòêå ìàññèðóåìîãî, ëåâàÿ ëàäîíü – íà ïîÿñíèöå ñëåâà. Âûïîëíÿåòñÿ ëàäîíÿìè ðåçêèìè âñòðå÷íûìè äâèæåíèÿìè ïðîäîëüíî ïî âñåé ñïèíå. Òåìï äî 240 äâèæåíèé êàæäîé ëàäîíüþ â îáîèõ íàïðàâëåíèÿõ â 1 ìèí.
    Ëîïàòêè – ðóêè. Âðàùàòåëüíûìè äâèæåíèÿìè ëàäîíåé «ðàçîãðåéòå» ëîïàòêè è çàòåì äâàæäû ïîãëàäüòå ðóêè ñêîëüæåíèåì âíèç ïî âíåøíåé ïîâåðõíîñòè è ââåðõ ïî âíóòðåííåé äî ïîäìûøåê.
    Æèâîò. – ãðóäü. Ïîä æèâîòîì ó áåäåð ïàëüöû êàñàþòñÿ ïîäóøå÷êàìè äðóã äðóãà. Äâèæåíèåì ââåðõ âïåðåä ñ ñèëîé ñêîëüçèòå êèñòÿìè ïî æèâîòó è áîêàì, çàòåì ïî ãðóäè. Íà 4 ñ÷åòà íóæíî ïðîéòè òàêèì îáðàçîì æèâîò è ãðóäü. Ïîâòîðèòü 5 á ðàç.

             ****

Источник

Когда меня спрашивают, с чего надо начинать закаливание, я всегда отвечаю – с массажа.

Само по себе обливание холодной водой дает очень много, но не все.

Особенно, если вам приходится иметь дело с часто болеющим ребенком.

Организму едва хватает сил, чтобы вообще держаться, не говоря о закаливании. И именно различные виды массажа позволяют “добавить здоровья”, подготовить даже очень ослабленный организм к закаливанию.

А кроме того, ведь есть еще и лечебное действие массажа, и общеукрепляющее, и повышающее сопротивляемость к заболеваниям, и просто повышающее настроение.

Так что первое, чему мы обучаем родителей, желающих чтобы их дети перестали простужаться – это, конечно, массажам.

Как правило, используем следующие виды массажа.

Точечный – основываясь на схеме, предложенной Аллой Алексеевной Уманской, руководителем лаборатории 1 Московского медицинского института.

Лицевой – по схеме, предложенной Борисом Сергеевичем Толкачевым, человеком, создавшим знаменитую “систему Толкачева”.



Массаж грудной клетки
– как классический, так и в модификации Толкачева.



Массаж горла
, растирание стоп догоряча, растирание спины (последние два из системы Толкачева).

Лицевой массаж по Толкачеву

Используется для лечения и профилактики ОРВИ, бронхитов, астматических приступов. Прекрасно помогает при частых фарингитах, тонзилитах, ангинах, насморках, гайморитах и других синуситах, т.е. при всех видах острых и хронических заболеваний носоглотки. Способствует снятию отека слизистой, улучшению аэрации носоглотки и пазух, снятию воспалительных явлений и снижению аллергизации.

Лицевой массаж по Толкачеву
Рис.1. Лицевой массаж по Толкачеву

При увеличенных аденоидах занятия по этой системе позволяют зачастую обойтись без операций по их удалению, а если операция все же необходима, то эти упражнения являются прекрасной подготовкой к ней и, одновременно, надежной профилактикой осложнений.

Об эффективности этих методик говорит и тот факт, что ЛОР – врачи, которые работают в нашей поликлинике, стали рекомендовать больных с хроническими заболеваниями носоглотки записаться к нам в группу закаливания часто болеющих, хотя в первый момент они реагируют на эту методику отрицательно.

Итак, методика Толкачева с незначительными изменениями.

Маленький ребенок сидит у вас на коленях спиной к вам. Ребенок побольше – на стуле, спиной к вам, а вы на другой стуле. Большой или взрослый – сидит, а вы стоите у него за спиной. Это делается для того, чтобы рука, массирующая лицо, была согнута в локте под прямым углом.

zakal_02.jpg

Рис.2. Лицевой массаж по Толкачеву – упражнения

Упражнение 1

Круговое растирание носа. Подушечками безымянных пальцев растираем (нежно, не разминаем, как будто гладим – и чуть сильнее) по кругу крылья носа. Если ребенок большой, то можно средними пальцами растирать также выступающие косточки спинки носа.

Одновременно второй-третьей фалангами пальцев растираем верхнечелюстную кость (косточку под глазом). А ладонью в то же время прижимает уши. Рука закрепощена до локтя и в дистальных суставах не двигается. Средняя скорость – примерно 230-250 оборотов в минуту. Растираем от 50 до 90 сек.

Критерий правильности выполнения упражнений – появление ощущения тепла на 20-40 сек. и отсутствие болезненных явлений. Поделайте денек на себе и вы сразу определите, с какой силой надо нажимать. Не трите сильно – кожа начнет болеть и шелушиться.

Упражнение 2

“Морзянка” или пневмомассаж слизистой носоглотки. Так как промассировать слизистую мы не можем, как это сделали бы с кожей на спине, то приходиться воздействовать на нее по-другому – давлением.

Читайте также:  Насморк при беременности левомеколь

(Хотя некоторые дети ухитряются, засунув палец в нос, не то что слизистую промассировать, а чуть ли не глаз изнутри почесать).

Зажимая нос при выдохе, поднимаем давление, которое давит на слизистую, открыли нос – давление упало, повторили – вот вам и массаж слизистой. Вдох ртом, выдох через нос. Ноздри зажимаем сбоку пальцем, как правило, средним.

Прерывисто отпускаем, с частотой 3-4 раза в секунду, давая возможность воздуху толчками выходить, сбрасывая давление в носоглотке. Время открытия ноздри должно быть примерно в 2 раза короче, чем время закрытия. При слишком частом открывании ноздри давление не достигает нужной величины.

Не делать при острых отитах.

Упражнение 3

Линейное растирание нижней челюсти. Пальцы смыкаем ладонной поверхностью, сами ладони кладем на подбородок с двух сторон. Ладони с очень легким нажимом скользят по щекам, пальцы упруго следуют за ними.

Два пальца (мизинец и безымянный) идут снизу нижней челюсти, растирая подчелюстные лимфоузлы, место наибольшей пульсации сонной артерии, боковую поверхность шеи. Средний же и указательный растирают нижнюю десну.

Это практически элемент косметического массажа, только у нас нажим чуть сильнее. Хорошо помогает при ангинах и других заболеваниях горла.

Упражнение 4

Линейное растирание носа. Пальцы – как в упражнении 1, только теперь не по кругу, а линейно растираем последовательно крылья и спинку носа, верхнечелюстную кость, уши. Скорость та же – до 200 растираний в минуту.

Не забывайте, прежде чем положить пальцы на нос, сомкнуть их кончики, тогда вы захватите всю поверхность носа.

Если же пальцы не сомкнуты, то они ложаться на щеки, нос – остается практически незадействованным.

Упражнение 5

Линейное растирание лба. Четыре пальца (без большого) каждой руки лежат на лбу, касаясь кончиками встык друг друга. Растираем от середины к вискам. Можно просто хлестко собирать пальцы в кулачок.

Упражнение 6

Круговое растирание лба. Фалангопястным суставом указательного пальца (у основания пальца с ладонной стороны) растираем лоб по периметру по спиралевидной траектории. В 6-ти точках, расположенных на 1 см кверху от нижнего края лба и на 1 см книзу от верхнего края по вертикальным линиям, проходящим через середину, лба и середину глаз, давление и скорость усиливаем на 3-4 секунды до появления жжения.

Все упражнения выполняются по 50-90 секунд, “Морзянка” – любимое упражнение детей – по 3-4 выдоха с каждой стороны. При одинаковой проходимости правой и левой ноздре можно “стучать” одновременно.

Иногда ребенка сажают лицом к себе. Тогда первое упражнение выполняется суставом согнутого указательного или большого пальца. А третье – не ладонной, а тыльной стороной кисти. Можно руками работать поочередно. Таким же образом, кстати, проводится и самомассаж.

Маленькие дети, как правило, с трудом разрешают дотрагиваться до лица. Им приходится начинать с какого-либо одного упражнения, с 2-4 секунд. Постоянно увеличивая его продолжительность, доводим до 20-30 секунд и добавляем 2-4 секунды следующего упражнения.

Иногда уходит до месяца, чтобы приучить ребенка к такому массажу. Поэтому старайтесь приучить ребенка к массажам пока он здоров. Болезнь желания не прибавит. С целью профилактики массаж проводим 3 раза в день. В эпидемию гриппа при первых признаках заболевания, для лечения – до 4-5 раз в день, иногда и чаще.

Одна мама, начав заниматься с сыном и демонстрируя ему на себе, через три месяца пришла ко мне и сказала: “Доктор, я впервые за 20 лет понюхала цветы, которые мне подарил муж”. Она регулярно лечилась от хронического гайморита, получала антибиотики, физиолечение, делались проколы. А через три месяца ежедневных многократных занятий и промываний, нос впервые вздохнул свободно.

Другая мама прибежала ко мне с обвинениями – хоть ребенок не очень часто простужался, она решила укрепить его здоровье – начала делать лицевой массаж – и через два дня из носа потек гной с кровью. Она пришла к нашему ЛОР-врачу, та ее успокоила, убедила продолжать занятия.

Гной шел около двух недель, еще недели три – светлое серозное отделяемое. И перестали болеть уши, которые частенько беспокоили мальчика. Анализируя этот случай, мы пришли к выводу, что у ребенка был недиагносцированный гайморит, который, являясь очагом хронической инфекции, давал частые обострения в виде отита. Убрали очаг – исчез отит.

Эта методика очень нравится родителям, у которых дети страдают рецидивирующим бронхитом или воспалением легких, провоцируемых ОРВИ. Они считают, что эти упражнения – одна из лучших профилактик.

Обычно сразу за лицевым массажем следуют местные водные процедуры (см. выше).

Куранов Г.В.

Опубликовал Константин Моканов

Источник