У мальчика юры ужасный насморк

У мальчика Юры сегодня ангина,
ангина и коклюш поднялись пешком
на пятый этаж посидеть у камина,
ангина Марина и коклюш Пахом. Пропахший махоркой
и сморщенный коклюш, что кашлем смущенье пытается скрыть,
и тётка ангина с английским моноклем под ливнем промокли
и могут простыть.

И Юрина мама им дверь отворила
и, как полагается, их приняла.
Парным молоком из ковша напоила и хлеба буханку поесть принесла.
А Юра, напялив носки шерстяные
и вязаный свитер, залез под кровать,
чтоб мама гостям дорогим объяснила:

– А Юрочки нету, ушёл погулять.

Ангина и коклюш весь дом осмотрели,
но мальчика Юры нигде не нашли,
Обсохли, погрелись, попили, поели,
собрали пожиткии дальше пошли.

У мальчика Юры расстройство желудка,
не может желудок расстройства унять.
Он губы надул и обиделся жутко,
а Юра причины не может понять:

– Прости, если я твой порядок нарушил.
Клянусь, я обидеть тебя не хотел.
Быть может,я что-нибудь грубое скушал?
Быть может, обидное что-нибудь съел?

Я голоса впредь на тебя не повышу,
тебе станет грустно – и я загрущу.
Когда ты устанешь, я стану потише.
Бандиты пристанут – тебя защищу.
Ну хочешь –  побегай, ну хочешь – попрыгай,
ну хочешь – в игрушки мои поиграй.
Ну хочешь – ногами немножко подрыгай.
Но слёзы, прошу, поскорей вытирай!

Желудок притих, и не слышно рыданий.
Пока не пускает к себе никого.
Но минуло время жестоких страданий,
и сердце уже не болит у него.

Тот случай досадный теперь вспоминают
как глупую шутку, как шалость свою,
желудок и Юра, что вместе шагают
отныне по жизни и песни поют.

У мальчика Юры кровавая рана.
Он палец сегодня порезал ножом.

– Давай перевяжем, – волнуется мама, –
водичкой промоем и йодом прижжём.
   А Юра ревёт. Чтоб щипало не очень,
он просит на рану подуть посильней.
И мама старается дуть что есть мочи,
насколько силёнок хватает у ней.

И гнутся деревья от маминых вздохов,
и тучи исчезли, и дождь перестал,
и солнце сияет, и слёзы просохли,
и день непогожий как стёклышко стал.
Вот тем-то и славятся мамы
в народе, что дуют на раны своим сыновьям.
Отсюда и ветер бывает в природе –
скажите спасибо за то матерям.

У мальчика Юры ужаснейший насморк.
У мальчика Юры рассерженный вид.
Он насморку живо велит выметаться,
а насморк из носа ему говорит:

/div>– Мне очень уютно в двухкомнатной норке,
тут шторки в оборках и окна на юг.
Сейчас приступаю я к влажной уборке,
и сопли, возможно, ручьём потекут.

– Мой нос не квартира, не дача, не вилла,
не дом, не сарай. А ну-ка проваливай прочь,
носопыра, и сопли с собою свои забирай!
Но насморк смеётся:

– Напрасно психуешь. Со мной, как с тобою,
всё – в стенку горох.
В другой раз родителей слушаться будешь,
не будешь по лужам
ходить без сапог!

У мальчика Юры в квартире тревога –
он пуговку съел с мехового пальто.
Ни мама, ни папа теперь не помогут.
Теперь не поможет никто и ничто.

А пуговка на языке поскользнулась,
упала на самое дно живота
и там в темноте беспросветной очнулась,
с испугу сидит и считает до ста.
От страха у ней поднимается дыбом
оставшейся нитки густой волосок,
и толстых кишок бесконечные трубы
доносят до Юры её голосок:

– Я вовсе не думала здесь очутиться.
Я, может быть, с детства боюсь темноты.
За это нахальство, за это бандитство,
за это бесстыдство поплатишься ты.
Ты будешь ходить с животом нараспашку –
я пузо твоё изнутри расстегну,
чтоб тотчас покинуть свою каталажку.
А ты запоздало признаешь вину,
но больше тебе никогда не наесться – всё будет
в отверстие прочь вылетать.
Запомни вперёд: неумно, неуместно
полезные, ценные вещи глотать!

У мальчика Юры на пальчике прыщик.
У прыщика очень расстроенный вид.
Он вечно везде справедливости ищет,
и Юре поэтому так говорит:

– Да, я не красавец. И ростом не вышел.
И храбрым героем меня не назвать.
Но маленьким винтиком сложной машины
всегда неприятно себя сознавать.>/div>

Ну ладно ты вскочишь на лбу или шее,
есть шанс быть замеченным сразу тогда.
А места под солнцем занять не успеешь,
никто не узнает тебя никогда.
Никто не прижжёт тебя смоченной ваткой,
и доброго слова не скажет тебе.
Не спросит никто, всё ли дома в порядке,
несчастье придёт – не поддержит в беде.

   А я ведь не хуже любой скарлатины.
Я даже не легче, чем страшная корь. Куда
до меня шарлатанке-ангине! Со мной ни одна
не сравняется хворь!

И всё же я – прыщик. Судьбу проклиная,
живу я на свете, надежду храня.
За что же мне выпала доля такая?
Так Юра, хоть ты, не забудь про меня!

На память 

У мальчика Юры сегодня ветрянка,
повсюду её заразительный смех.

Девчонка ветрянка пришла спозаранку,
на бал приглашает решительно всех.

Ведёт сквозь кусты по одной из дорожек
огромного парка к большому дворцу.

И белое платье в зелёный горошек
весёлой ветрянке сегодня к лицу.

И кружится Юра с ветрянкой на пару,
и белого платья летят кружева, и щёки пылают
и светятся жаром, и кругом за кругом идёт голова.

Но ветер подул, и исчезла ветрянка,
лишь белого платья мелькнул лоскуток.

Бриллиантовой зелени тусклая склянка поставлена
в дальний в шкафу закуток.

Как будто и не было белой беглянки,
как будто не встретились с ней на балу.

И только над бровью пленительной ямкой
остался ветрянки смешной поцелуй.

Свинью подложили

У мальчика Юры тяжёлая свинка,
здоровая свинка в кровати лежит.
Он свинку по спинке колотит:

Читайте также:  Горчичные ванночки для ног от насморка

– Подвинься!

А свинка на это ему говорит:

– Ты, верно, обижен, что горло раздуло
и температура с утра поднялась?
Что я на кровать завалилась, как дура,
когда мне положены лужи и грязь?

Люблю я, конечно, в грязи извозиться,
люблю из корыта похлёбку хлебать.
Но стоит хворобой какой заразиться,
то лучше скорей завалиться в кровать.
Здесь есть одеяло и даже подушка,
здесь тёплого Юры знакомый бочок.
Мы, тесно боками прижавшись друг к дружке,
поборем болезнь,
не робей, старичок!

Битва при Бирюлёво

Дышать совершенно становится нечем,
ведь комната Юры в кромешном дыму…
А всё дело в том, что сегодня под вечер
морская болезнь заявилась к нему.
Смертельная хворь оказалась в квартире,
из всех пистолетов
и пушек палит:

– Б-восемь! В-девять! Г-три! Д-четыре!
Ну что, голодранец? Ты ранен? Убит?

Широкие плечи в дырявой тельняшке,
ноги деревяшка, блестящий кинжал –
при первом же взгляде становится
тяжко, тут каждый бы сразу в кусты убежал.

– Не стоит бежать, оставайся на месте,
не трусь и своей не противься судьбе!
Давай доставай свой игрушечный
пестик, я крестик поставлю сейчас на тебе!
Как вышел живым из чудовищной схватки,
сам Юра не помнит. С тех пор, говорят,
он редко уже на уроках в тетрадке рисует
до боли знакомый квадрат.

Про Анек, Танек, Манек и Ленок

У мальчика Юры синяк на коленке
размером с дыру на штанах у него.
Синяк на коленке, синяк на коленке,
опять на коленке, штук пять итого.

Их издали видно – мужские коленки,
их синего цвета не спутать ни с чем.
И Аньки, и Таньки, и Маньки, и Ленки
имеют другие оттенки колен.

У Анек, у Танек, у Манек, у Ленок
коленки что надо, да только, увы,
какое нам дело до этих коленок
без признаков нашей мужской синевы?
И в Аньках, и в Таньках, и в Маньках,
и в Ленках есть много всего, но не их в том вина,
что только в мужских благородных коленках
небесная высь и морей глубина.

Да здравствуют наши мужские коленки!

Да здравствуют наши на них синяки!

Нас вновь ожидают заборы и стенки,
асфальта наждак и дверей косяки!

Чудесное исцеление 

Болезненный Юра здоровьем не пышет:
и днём не гуляет, и ночью не спит,
и носом не дышит, и ухом не слышит,
и в пятке стреляет, и в шее скрипит.

Бесцветный бронхит и цветная краснуха
в атаку на Юру идут напролом.
И птичий гастрит, и свиная желтуха,
и среднего уха тройной перелом.

Наш Юра лежит на широкой постели
в компрессах и грелках, закутанный в плед.
Души огонёк еле теплится в теле,
надежд на поправку практически нет.
Быть может, ему, не пройдёт и недели,
холодные руки скрестим на груди.
Помянем его и игрушки поделим:
тебе – самолёты, а мне – …

Погоди!
Нет, есть ещё средство последнее всё же,
от глаз уберите намокший платок.
Там Даша его ожидает в прихожей,
зовёт вместе с нею идти на каток.

Откуда не ждали, явилось спасенье,
и Юра не выглядит больше больным.
Какая удача, какое везенье,
что Даша его предпочла остальным!
Таблетки – в помойку! Компрессы – туда же!
Ведь Юра, похоже, не болен теперь.
В прихожей соседская девочка Даша
последнюю хворь провожает за дверь.

Инфекционная география

Шальная болезнь неизвестного вида
напала на Юру на полном скаку –
вскочила на левой руке Антарктида,
и Африка вздулась на правом боку.
То сорок по Цельсию с крестиком-плюсом,
то семьдесят с минусом ниже нуля,
то вспухнет Америка розовым флюсом,
и Юра во сне восклицает:

– Земля!

У Юры приливы, у Юры отливы,
штормит и волнуется Юра слегка.
И зреют вулканов большие нарывы,
и снежною шапкой покрылась рука.
Песчаных барханов под мышкой броженье,
нарочно щекочут, проси – не проси!
Осталось приятным одно лишь движенье –
круженье вокруг вертикальной оси.

Но сняли со стенки огромную карту,
где реки, и море, и горы, и лес
(её бы об стенку как следует шваркнуть –
от карты у Юры пошёл диатез),
и сразу Америка как-то опала,
и больше Австралии нет на Земле,
и Африка вроде прохладнее стала,
и Северный полюс чуть-чуть потеплел.
Потухли вулканы, барханы облезли,
и ливень тропический лить перестал…

Но Юра откуда-то атлас созвездий
для новой учебной болезни достал.

Из головы вылетело

У мальчика Юры сегодня в прихожей
раздался звонок и его разбудил.
Обширный склероз, на студента похожий,
вошёл
и смущённо сказал:

– Подожди… тебя как зовут? Тимофеев Андрюха?
Степанов Серёга? Антонов Филипп?
А я кто? Ангина? Ветрянка? Желтуха?
А может, Инфаркт Скарлатинович Грипп?

Я чем-то тебя заразить собирался
с утра, но, к несчастью, забыл записать.
Забыл, хоть и очень запомнить старался.
Забыл и сейчас меня нужно спасать.

Давай вспоминать, для чего я здесь, вместе,
и что я такое хотел учинить.
Быть может, я просто какой-нибудь слесарь?
Не нужно нигде ничего починить? А может,
я просто твой врач участковый? А ну-ка
язык свой скорей покажи.
А может, я завуч из вашей спецшколы?
А может, я жулик? Ты сразу скажи.
А может, я плотник? А может, я дворник?
Не может упомнить всего человек!
Сегодня у нас воскресение? Вторник?
Ноябрь? Весна? Восемнадцатый век?

Склероз замолчал и тихонько заплакал.
А Юра склероза за стол усадил,
в стакан валерьянки немножко накапал
и в чашку горячего чая налил.
И пьют они чай с апельсиновым джемом,
уютно и весело сделалось им:

– Какая нам разница – кто мы? зачем мы? –
когда мы с тобой так чудесно сидим!

Читайте также:  Беременность первый триместр как лечить насморк
Отбился от рук

У мальчика Юры сегодня аппендикс
отдельно от Юры отрезан лежит.
Он всех волноваться заставил намедни,
и Юра аппендиксу так говорит:

– Ну что, докатился? Ну что, доигрался?
Ну что, хорошо тебе так вот лежать?
Я сколько тебя образумить пытался?
Я сколько старался тебя удержать?

Ведь ты бы мог стать знаменитым артистом,
на сцене блистать и концерты давать!
Шофёром мог стать, моряком, машинистом.
Да что машинистом – мог лётчиком стать!
Летал бы сейчас над Хабаровском где-то,
а так только орган позоришь родной.
Тебя хулиганом считают отпетым,
и трудным отростком, и просто шпаной.
Скажи, для чего ты на свет уродился?
Чтоб маленьких бить, малышей обижать?
И где ж только этому ты научился?
Кому ты стремишься во всём подражать?

Конечно же, в том, что на эту дорогу
ты встал, я отчасти и сам виноват.
Тебя не поставил на твёрдую ногу,
отвлёкся немного – и вот результат.

Да, всё это очень и очень серьёзно…
Хотя огорчаться не будем спешить.
Быть может, ещё всё исправить не поздно.
А вдруг тебя можно обратно пришить?

Источник

I.Самоопределение к деятельности

II. Проверка домашнего задания.

Создать положительные эмоции и условия – «да, я хочу», «да, я могу»

Выявить качественное выполнение домашнего задания.

Проверяет готовность учащихся к уроку. Создает эмоциональный настрой.

Уточняет понимание учащимися содержание девиза: я умею думать, я умею рассуждать, что полезно для здоровья – буду выбирать. Кто согласен с нашим девизом – улыбнитесь мне, подарите улыбку друг другу. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. И это настроение понадобится сегодня на уроке.

Добро пожаловать на урок литературного чтения.

А кто мне скажет, о чем говорит это предложение?

Предлагает проверить  чтение стихотворения  Михаила Лермонтова « Утес» наизусть.

На прошлом уроке для поэта Михаила Лермонтова какая часть природы – любимая и живая? Кто желает прочитать.  

С какими новыми литературными приемами мы знакомились?

 И солнечный луг, как живой,

Зажег задремавшие блестки.

                                          И. Бунин

Я живу, как кукушка, в часах,

Не завидую птицам в лесах.

                                   А.Ахматова

Читают девиз

Отвечают на вопросы, дарят улыбки учителю и друг другу.

Отгадывают предложение.

Самооценка и взаимооценка.

Олицетворение

Олицетворение

Сравнение

Личностные УУД

Проявляют интерес к новому содержанию

Коммуникативные УУД

Способность к  самооценке и взаимооценке.

Предметные УУД

Чтение  стихотворения наизусть

 III.Актуализация знаний

и фиксация затруднения к деятельности.

Подготовка мышления учащихся к построению нового способа действия

Вызвать познавательный интерес к проблеме

Выводит на тему через смысловые задания, создание проблемной  ситуации   сомнения.

Прочитай, что может стать причиной простудного заболевания. Часто простудные заболевания возникают по вине самого человека. Выберите  правильное утверждение и поставьте знак   +

1)        ходит в мокрой одежде и обуви

2)        ходит босиком по холодному полу

3)        гуляет в морозный день без шарфа и шапки

4)        сидит на холодной скамейке

5)        ходит в ветреный день в расстегнутой верхней одежде

6)         расстегивает верхнюю одежду, набегавшись во время игры

7)         пьет холодную воду, когда разгорячен после подвижных игр

8)        ест снег, сосульки, мороженое на улице в холодную погоду

9)         добавьте свое

Какая сегодня погода?

Можно ли простудиться в такую погоду?

Работа в парах

 Познавательные УУД

Учиться высказывать свое предположение

Проявляет интерес к новому содержанию

Уметь пользоваться уже полученными ранее знаниями для заключения

выводов.

Коммуникативные УУД

Участвовать в коллективном обсуждении  ситуации – сомнения, интересоваться чужим мнением.

IV. Постановка учебной задачи

Выявление места и

причины затруднения, постановка цели урока.

А теперь внимание. Как вы думаете,

почему на уроке чтения мы поговорим обо всем об этом? Какие у вас есть предположения.

Давайте проверим ваши предположения.

 Как это можно сделать?

Запросите у меня информацию

 – где в учебнике это произведение

–  кто его автор

 – как оно называется

Я отвечу вам только на один вопрос- где находится текст- на стр.129.

Все остальное узнаете сами.

Итак –  кто  автор?

Михаил Юрьевич Есеновский родился в Москве 15 октября 1960 года. Закончил Технический институт, работал в школе учителем. Писшет книги для детей и взрослых.

Как называется произведение?   Не возник ли у вас вопрос?

Какая тема нашего урока?

Сформулируйте ее.  Для определения основной мысли текста, я вам предлагаю три версии.  Какая из версий подходит к нашему уроку

Версия 1.    Возможно, мы будем читать о мальчике Юре, который  ослушался родителей и был наказан..

Версия 2.  Возможно  о правильном поведении и здоровом образе жизни.

Версия 3. Возможно насморк сравнивает себя с Юрой и дает ему полезный совет.

А как узнать какая из версий правильная?

Обсуждают  в группах и

выдвигают  свои  версии.

Участвуют в диалоге с учителем.

Работают по учебнику.

Обсуждают  в группах и

выдвигают  свои  версии.

Примерные ответы детей – прочитать  и понять текст.

Познавательные УУД:

 искать и выделять необходимую информацию, формулировать выводы

Коммуникативные УУД:

уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

Регулятивные УУД

Определять цели учебной деятельности.

V. «Открытие» детьми нового знания.

1этап –  работа с текстом до чтения

Словарная работа

2этап – работа с текстом во время чтения

3 этап – работа с текстом после чтения

VI.Самостоятельная работа.

VII.Включение в систему знаний и повторений.

7-8 мин

IIX.Рефлексия деятельности.

Итог. Самооценка.

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению.

Читайте также:  Заложенность уха и шум в ухе после насморка

Развитие умения предполагать

Объяснение и уточнение непонятных слов

Достижение понимания текста на уровне содержания.

Достижение понимания на уровне смысла «чтение между строк»

Усвоение нового способа действия и переживание ситуации успеха.

Выявить качество усвоение материала

Обеспечение применения полученных знаний для объяснения и доказательства своей точки зрения.

Осмысление процесса и результата  деятельности.

Организует беседу перед чтением.

1.Что можно узнать из названия текстста?

2.Кто главный герой?

3. С каким настроением оно написано?

4.К какому жанру мы отнесем это произведение?

5. Что захотелось спросить у текста?

Побеседуй с текстом.

Предлагает прочитать стихотворение самостоятельно  и отправить в «Справочное бюро» непонятные слова.

 Объяснение непонятных слов:«Справочном бюро» (из Толкового словаря.)

Насморк – это воспаление слизистой оболочки, сопровождающееся чиханием и слизистыми выделениями.

Вилла – богатый дом с садом, парком.

Все в стенку горох ( из учебника сноска)

Организует чтение стихотворения по цепочке со смысловыми остановками, используя «диалог с автором», с выделением на каждой строке смысловых слов, выразительное чтение.

1. Каким вы представляете Юру?

2. На кого рассержен Юра?

3.Почему вы так думаете?

4.О каком уюте говорит насморк?

5.Где это такое место расположено?

6.О какой влажной уборке говорит насморк?

7.Почему волнуется Юра?

8. Как Юра ведет себя по отношению к насморку?

9.Почему смеется насморк?

10. Как вы бы поступили на месте Юры? Насморка?

Ставит проблемный вопрос к тексту в целом.

1.Какие из наших прогнозов подтвердились?

2.Правда ли то, что написано в этом стихотворении? (шутка)

3. Прочитайте части выделенные желтым цветом. Какой прием использует автор? (сравнение) Прочитайте. Откуда там шторки в оборках на юг?

4. Как вы понимаете смысл последних четырех строчек?

Почему насморк сравнивает себя с Юрой? Почему он советует Юре слушаться в следующий раз?

( насморк говорит о том, что в упрямстве и непослушании Юры заключается причина того, что он простудился. Именно поэтому насморк советует Юре слушаться родителей.

5.Какие  строчки   показались  наиболее  образными  (как  бы  ожили  перед  тобой,  стали  зримыми,  ощутимыми  образами)?  Какие  образы?

6.Как  ты  думаешь,  при  каких  обстаятельствах  ты  мог  бы  вспомнить  строки  этого  стихотворения?

7. Поэт Михаил Есеновский представляет насморк как живое существо? ( да, которое разговаривает со своим обладателем и имеет такой же характер, как у того, у кого он появился.)

Краткий рассказ об авторе в сопровождении слайдов  «портрет, книги»  15 октября 1960 года. Окончил Московский государственный технический университет и аспирантуру, работал учителем в школе, преподавателем в университете. Другие забавные истории про мальчика Юру можете прочитать в книжке

« Ур- Юр – Выр»

Предлагает прочитать стихотворение с соседом по ролям, обратив внимание на знаки препинания и выделенные слова и выражения.

Организует групповую работу для выполнения творческих работ.

Какая из версий подошла к нашему уроку?  Версия 3.

Подведем итоги нашего разговора.

На мои вопросы вы ответите вместе.

Помните, что у хорового ответа есть свои законы: чтобы он был красивым, нужно прислушаться друг другу. Ваши ответы будут звучать либо «да» либо «нет»

Итак слушайте внимательно.

а) у нас был урок русского языка

б) мы читали стихотворение Михаила Есеновского

в) стихотворение называется «У мальчика Юры  грипп»

г) вы согласны, что нужно слушаться родителей

д) вы выбираете упрямство, непослушание, болезни

е) как помочь Юре

Удивились?  Чему?  Почему?

С этого вопроса мы начнем следующий урок чтения. Какое домашнее задание нужно выполнить? Прочитать стихотворение выразительно  и  ответить на этот вопрос. Подумать можно устно, а можно и письменно. Выбирайте.

Поделитесь своими впечатлениями. Выберите начало фразы и продолжите высказывание.

Я сегодня  – узнал

                  –  запомнил

                  – научился

                  – удивился

                  – повторил

Были ли трудности в работе? Достигли цели? С помощью чего вы вышли из затруднения? Довольны ли вы результатом своей работы?

 У            у  меня получилось!

 Р           работал с удовольствием!

 О            очень понравилось!

 К           казалось сложным.

Урок окончен. Спасибо!

Дети высказывают свои предположения.

.

Самостоятельное чтение стихотворения с фиксированием непонятных слов.

Дети находят нужную, верную интонацию, делают пометки (подчеркивают) в тексте слова, которые помогут выразительно его читать. Объясняют смысл выделенных V  слова.

Диалог с учителем, ответы на вопросы, объяснение детьми смысла данных слов и сопоставление с культурным аналогом, т.е. с объяснениями в  Толковом словаре? Выразительное чтение.

Вспоминают и сравнивают свои прогнозы, находят выделенные части, читают вслух;

Выделяют сравнение.

Рассуждают.

Читают по ролям с соседом по парте. Оценивают друг друга. По желанию читают у доски   пары. Самооценка и оценка товарищей.  Обсуждение чтения.

Работа в группах, обсуждение и выбор, защита творческих работ.

Подведение итога, хоровые ответы, выбор нужных и верных ответов.

Делятся впечатлениями. Вспоминают тему и цель урока, соотносят и делают итог.

Высказывают свое мнение.

Регулятивные УУД

Развивать умение предполагать,сравнивать.

Познавательные УУД

Выделять необходимую  информацию, понимать текст на уровне содержания и смысла, формулировать выводы, строить логическую цепь рассуждений, доказывать.

Коммуникативные УУД

Участвовать в коллективном  обсуждении проблемы, интересоваться чужим и высказывать свои собственные.

Предметные УУД

Умение читать по ролям и выразительно

Коммуникативные УУД

Уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности  и с точностью выражать свои мысли.

Личностные УУД

Осознание необходимости применения навыков здорового и безопасного образа жизни

Коммуникативные УУД

адекватное отображение своих чувств, мыслей и речевых высказываний.

Регулятивные УУД

Санкционировать  факт завершения действий.

Источник